Заметку подготовила педагог-психолог Н.В. ШадринаПрактические психологи выделяют этапы развития личности в коллективе.
- «Притирка» — личные чувства и истинные желания маскируются. Участники пытаются понять заинтересованность каждого в общем деле, но мало слушают друг друга.
- «Ближний бой» — участники начинают показывать свою индивидуальность, особенности, претендуют на определенные роли. Противоречия становятся очевидными, участники стараются уравновесить их.
- «Совершенствование и эксперименты» — участники мыслят больше в отношении общих целей, нежели личных. Оценивают потенциал коллектива и возможности улучшения его деятельности.
- «Эффективность» — участники испытывают гордость за участие в коллективе. Методы и способы эффективной деятельности налажены. Трудности преодолеваются творчески.
- «Зрелость» — конфликты решаются в спокойной обстановке, царит здоровая психологическая атмосфера, цели организации совпадают с целями каждого участника.
Кадеты пятых классов находятся на этапе становления коллектива, сплочения команды единомышленников на основе единства содержания деятельности, общности целей и ценностей.
Процесс формирования коллектива всегда не прост! Зависит от личности каждого кадета, от сформированности единства мнений участников, совместной деятельности, устойчивости взглядов и суждений. В каждом взводе, постепенно, появляются свои традиции, которые формируются и крепнут.
Существует метод исследования межличностных отношений в группе – социометрия. Цель социометрии заключается не только в первичной информации о группе, но и в дальнейшем анализе для улучшения и оптимизации взаимодействия участников исследования.
Результаты нашего исследования будет полезны воспитателям в работе с кадетами, а также интересны родителям/законным представителям обучающихся!