Заметку подготовила педагог-психолог Н.В. ШадринаМногим родителям именно в начале учебного года свойственно испытывать тревогу за ребенка, переживать по поводу его успеваемости и социальной адаптации. Чаще всего родители беспокоятся, что кадетам после летних каникул трудно сразу переключиться на раннее пробуждение, утреннюю физическую зарядку и строгий распорядок дня. А резкая смена ритма способна вызвать утомляемость и снижение концентрации внимания.
При этом, родительское беспокойство по поводу трудностей в обучении из-за резкого перехода к учебному году все-таки слегка преувеличено.
Если бы психика страдала от перехода к какой-то более интенсивной деятельности, то человек сам страдал бы тяжелыми психическими расстройствами. Но психика адаптируется к новым условиям, тем более, если речь идет о кадетах, которые не первый год учатся в училище. Их когнитивная система уже настроена на учебный процесс, а значит, подросток сравнительно легко адаптируется к новым условиям.
Если у кадет возникают некоторые трудности с усвоением материала в начале года, то это абсолютно нормально, поскольку требуется время, чтобы привыкнуть к образовательному процессу. Важно помнить: то, как подросток справляется с учебной деятельностью, является показателем того, как функционирует его нервная система, как устроены его психические процессы. Кадетам важно научиться нести ответственность за стоящие перед ними задачи и за их выполнение.
Родителей чаще всего пугают плохие отметки. Но зацикленность на высоких баллах и желание постоянно держать руку на пульсе не способствует психологическому комфорту ребенка.
С одной стороны, оценки — это не главное и важно любить своего ребенка вне зависимости от того, как он учится. Но при этом безусловная любовь и принятие не означает, что кадет не должен выполнять свои обязанности с полной отдачей.
Оценки — это объективная обратная связь, хороший маркер, который показывает, справляется ли кадет с учебой. Если подросток не будет обращать внимание на обратную связь, исходящую от окружающего мира, то в дальнейшем, во взрослой жизни, ему будет сложно выстраивать взаимодействие с людьми. Следует объяснить ребенку, что школьные баллы — это эквивалент, например, финансовому вознаграждению во взрослой жизни. Родители работают и получают за это деньги, а сыновья учатся и получают оценки.
Специалисты настроены единодушно: нельзя наказывать детей за плохие отметки — это не даст никакого результата, кроме отрицательного. Но и сами дети должны понимать, что тройки и двойки — это не просто цифры в дневнике. Ошибки — это часть процесса обучения и шанс стать лучше!